Размер шрифта цвет картина

<< Noyabr 2024 >>
DUSECHPAJUSHYA
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Подписка на новости


На сайте сейчас 27 пользователей Статистика телефон доверия

Узбекистан и ЕАЭС: новые возможности сотрудничества

×

 2019-12-04 15:04:06    77

Скачать PDF
Печать


Узбекистан и ЕАЭС: новые возможности сотрудничества

На сегодняшний день ЕАЭС становится одним из важных и эффективных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. В рамках ЕАЭС уже сформирован крупный рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Совокупный ВВП стран-участниц составляет 1,9 трлн. долл., население превышает 180 млн. чел. По данным ЦБ РФ, число потребителей финансовых услуг на рынках стран-членов ЕАЭС достигает 174 млн. чел.

Основными целями ЕАЭС выступают формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, а также создание условий для стабильного развития экономик и повышения благосостояния населения государств-членов.

На площадке ЕАЭС активно формируется Зона свободной торговли с третьими странами.

Растущий потенциал данной интеграционной Организации открывает широкие возможности для активизации сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, промышленной, сельскохозяйственной и культурно-гуманитарной сферах для третьих стран, прежде всего, из числа государств региона Центральной Азии.

В этом плане, от интенсификации сотрудничества с ЕАЭС наибольшее преимущество и выгоду может получить Узбекистан, который сегодня активно проводит политику реформ по либерализации своей внешнеэкономической деятельности, заинтересован в усилении экономического потенциала, формировании новых трендов торговли и продвигает стратегию регионализации.

Более того, Узбекистан остается одним из важных торгово-экономических игроков на евразийском пространстве. Так, совокупный объем сотрудничества Республики Узбекистан со странами ЕАЭС в 2018г. достиг 14,9 млрд. долл. а за 9 месяцев т.г. – 12,6 млрд. долл., в т.ч. товарооборот с Россией составил 10,7 млрд долл. и 8,8 млрд. долл., а с Казахстаном 3,3 млрд. долл. и 2,9 млрд. долл., соответственно. При этом по оценкам экспертов, расширение Ташкентом взаимодействия с ЕАЭС, например, с созданием Зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, облегчит доступ узбекских товаров и услуг на рынки его стран-членов, и этот показатель может вырасти в разы.

Кроме того, в настоящее время между Узбекистаном и странами-участниками ЕАЭС остается незадействованным значительный потенциал инвестиционного взаимодействия. В этом направлении открываются новые перспективы активизации и расширения сотрудничества, что в настоящее время для Узбекистана становится одним из важных источников развития экономики. В частности, прямые иностранные инвестиции стран ЕАЭС в Узбекистан в 2018 г. достигли 817,9 млн. долл., а за 9 месяцев т.г. – 238,6 млн. долл., где более 96% их приходится на российский капитал. В этой связи, безусловно, новые, более прагматичные подходы в сфере продвижения инвестиционного взаимодействия с ЕАЭС могут способствовать привлечению инвестиций в нашу страну из других стран-членов ЕАЭС, в первую очередь из Казахстана и Белоруссии.

В данном контексте необходимо подчеркнуть, что 19-20 октября т.г. в Андижанской области прошел I Международный инвестиционный форум «Open Andijan». Главной целью мероприятия стало выстраивание эффективного диалога между Андижанской областью и иностранным бизнес-сообществом по вопросам ведения инвестиционной деятельности в регионе, выработке мер по улучшению инвестиционного климата, и соответственно, увеличения объема привлечения инвестиций и экономического роста Ферганской долины в целом.

На Форуме приняли участие делегации более чем из 30 стран, глав аккредитованных в Узбекистане дипломатических миссий, представителей международных финансовых институтов, местных и иностранных СМИ. Всего более 500 участников. Из стран-членов ЕАЭС участвовали более 62 компаний, в том числе Белоруссию представляли 7 компаний, Казахстан - 6, Кыргызстан – 35 и Россию – 15.

Стоит также отметить, что в условиях проявляемого интереса и реализуемой политики Узбекистана по модернизации, развитии и диверсификации энергетического сектора экономики, а также повышения эффективности сформированного общего энергетического рынка между странами региона ЦА, развитие отношений Ташкента с ЕАЭС способствует ускоренному решению проблем в этой области, интенсификации энергетического сотрудничества. Это в совокупности обусловит комплексное решение вопросов обеспечения энергетической безопасности страны.

Наряду с этим, Узбекистан в рамках сотрудничества с ЕАЭС может анонсировать вопрос совместного развития и расширения транспортно-коммуникационных и транзитных сетей и маршрутов. Так, ЕАЭС заинтересован в максимальном задействовании своих транспортных коридоров на фоне активного продвижения Китаем инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Для Узбекистана выход на новые рынки остается одним из важных приоритетов развития.

Одновременно Узбекистан и ЕАЭС могут рассмотреть и вывести оптимальную формулу сотрудничества в решении проблем, связанных с обеспеченностью внутреннего рынка труда и трудовой миграцией, развитием банковско-финансового рынка, эффективной кооперацией между субъектами малого и среднего бизнеса, расширением туристического потенциала, взаимодействием в сфере науки и образования.

В целом, в условиях, когда Узбекистана стремится активизировать внешнеторговую деятельность, повысить свой экспортный потенциал и привлечь инвестиции, ЕАЭС для Ташкента становится одним из востребованных направлений широкого экономического взаимодействия.

 Астанкул Мирзаев - Советник хокима Андижанской области